Я - фанат Чуркина!
Театр. Что такое театр? читать дальшеЭтого никто не знает на самом деле. Да, преподают в ВУЗах, учатся четыре года, но как и где рождается внутри понимание роли – этого никто сказать не может. Есть какие-то способы помочь проявиться этому, но это – только инструмент. Вам расскажут вашу роль, вам поставят мизансцену, но никто за вас не сыграет. Никто. И никто не скажет вам, как родить, как выносить и родить роль.
Каждый решает эту проблему для себя сам. Кто-то садится и выписывает все мысли по роли, кто-то (как я) – ходит по улицам и совмещает приятное с полезным: прогулку и репетицию. Когда я готовился к спектаклю про Бориса Годунова, я объездил все памятные места, побывал на могиле Годунова, изучил историю, костюмы и только тогда, когда прочувствовал свою роль – тогда только и сумел рухнуть к ногам: «Прости меня, барин».
Поймите, нет любительских театров и профессиональных. Для зрителя нет такого разделения. Есть театры хорошие и есть театры плохие. И никого не волнует, работаете ли вы целый день на фирме, или проводите сутки в репетициях. Нет, вы представьте себе, выходит режиссер перед спектаклем к зрителям и говорит: «Мы плохо поставили этот спектакль, но все актеры именитые профессионалы, поэтому пожалуйста, аплодисменты». Я думаю, его тут же увезут в психушку. Поэтому, либо вы играете, либо не играете. Третьего не дано. Нельзя полуиграть. Не надо не ходить на репетиции. Если вы не можете или не хотите, то просто откажитесь от нашего театра, сходите попейте пивка, сбегайте на дискотеку, сядьте перед телевизором – проведите время в свое удовольствие, но при этом не заставляйте нас надеяться на вас.
Именно поэтому я не могу снижать требования к дисциплине. Она нужна не потому что я так захотел, а потому что репетиции иначе просто невозможны. Помните, класс всегда бьет порядок. Вы можете быть гениальным боксером, но если вы не тренируетесь, а я выставляю против вас дисциплинированного спортсмена, то победа будет за мной. Порядок всегда бьет класс. Особенно в театре. Среди вас нет абсолютных никаких актеров. А значит, рано или поздно, но мы сделаем ваши роли. Мы сделаем это вместе на репетициях. Если, конечно, вы будете на них приходить.
Но и просто приходить – это мало. К сожалению, я не могу дать вам весь курс театрального искусства – у нас нет времени и помещений, но все, что я могу – я дам. Вы только не бойтесь спрашивать, не бойтесь выглядеть дураками. Я научу вас и хорошим манерам, и фехтованию, но сами видите, времени очень мало. Поэтому надо работать над ролью и дома. Вообще, актерство – это не профессия, это – диагноз. Нельзя закончить репетицию и тут же выйти из роли. Это – не работа, где в шесть часов вечера вы попрощались с коллегами и пошли пить пиво с друзьями. Это – образ жизни.
Над ролью всегда надо работать. Вы слышали, что нет маленьких ролей – есть плохие актеры. И это так. Эпизод намного важнее и сложнее главной роли. Эпизод для актера – это выстрел. Или попал, или промазал. Главный герой может плохо сыграть в первом акте, потом отыграться во втором, но у эпизода нет второго шанса. Или актер играет хорошо и помогает спектаклю, или просто так потратил свое время. А зачем он тогда тут был? Вам не жалко потерянного времени? Мне было бы жаль.
Да, мы – любительский театр, и мы – один из лучших театров в городе. Мы – любители, потому что актеры не кончали гитисов. А вот режиссеры – профессионалы. И я, как ваш режиссер, как человек с огромным опытом говорю вам: порядок бьет класс. Всегда. Вы можете попытаться меня обмануть, но ничего у вас не получится. Я на четыре километра вниз вижу, что находится под вами. Все ваши мысли и помыслы. Вижу, кто будет играть, а кто – нет. И если вам раз за разом не дают больших ролей, значит, дело – в вас. И не потому что я такой злопамятный, а просто невозможно репетировать с человеком, который нарушает нашу дисциплину. Вот вы сегодня все пришли, но нет Вани. Значит, Вася и Саша пришли зря. Они зря потеряли два часа, что добирались до сюда. Один человек отнял выходной у двоих. Подумайте об этом. Ведь это и есть ответственность.
А что делать? Давайте будем ходить абы как и что мы будем ставить? Мюзиклы? Шоу? Варьете на сцене, девушки машут ногами и визжат. Да – это тоже выход. Но это – давно пройденный этап и место ему сами знаете где. Актеры действуют внешним видом на глаза зрителя, визгом – на уши зрителя. Они действуют нервами на нервы зрителя. Но это неправильно. Правильно – действовать душой на душу зрителя. Душой на душу. Вот что есть настоящее искусство. А для этого надо работать.
Это - не стенограмма речи режиссера, а мой скромный пересказ.
Каждый решает эту проблему для себя сам. Кто-то садится и выписывает все мысли по роли, кто-то (как я) – ходит по улицам и совмещает приятное с полезным: прогулку и репетицию. Когда я готовился к спектаклю про Бориса Годунова, я объездил все памятные места, побывал на могиле Годунова, изучил историю, костюмы и только тогда, когда прочувствовал свою роль – тогда только и сумел рухнуть к ногам: «Прости меня, барин».
Поймите, нет любительских театров и профессиональных. Для зрителя нет такого разделения. Есть театры хорошие и есть театры плохие. И никого не волнует, работаете ли вы целый день на фирме, или проводите сутки в репетициях. Нет, вы представьте себе, выходит режиссер перед спектаклем к зрителям и говорит: «Мы плохо поставили этот спектакль, но все актеры именитые профессионалы, поэтому пожалуйста, аплодисменты». Я думаю, его тут же увезут в психушку. Поэтому, либо вы играете, либо не играете. Третьего не дано. Нельзя полуиграть. Не надо не ходить на репетиции. Если вы не можете или не хотите, то просто откажитесь от нашего театра, сходите попейте пивка, сбегайте на дискотеку, сядьте перед телевизором – проведите время в свое удовольствие, но при этом не заставляйте нас надеяться на вас.
Именно поэтому я не могу снижать требования к дисциплине. Она нужна не потому что я так захотел, а потому что репетиции иначе просто невозможны. Помните, класс всегда бьет порядок. Вы можете быть гениальным боксером, но если вы не тренируетесь, а я выставляю против вас дисциплинированного спортсмена, то победа будет за мной. Порядок всегда бьет класс. Особенно в театре. Среди вас нет абсолютных никаких актеров. А значит, рано или поздно, но мы сделаем ваши роли. Мы сделаем это вместе на репетициях. Если, конечно, вы будете на них приходить.
Но и просто приходить – это мало. К сожалению, я не могу дать вам весь курс театрального искусства – у нас нет времени и помещений, но все, что я могу – я дам. Вы только не бойтесь спрашивать, не бойтесь выглядеть дураками. Я научу вас и хорошим манерам, и фехтованию, но сами видите, времени очень мало. Поэтому надо работать над ролью и дома. Вообще, актерство – это не профессия, это – диагноз. Нельзя закончить репетицию и тут же выйти из роли. Это – не работа, где в шесть часов вечера вы попрощались с коллегами и пошли пить пиво с друзьями. Это – образ жизни.
Над ролью всегда надо работать. Вы слышали, что нет маленьких ролей – есть плохие актеры. И это так. Эпизод намного важнее и сложнее главной роли. Эпизод для актера – это выстрел. Или попал, или промазал. Главный герой может плохо сыграть в первом акте, потом отыграться во втором, но у эпизода нет второго шанса. Или актер играет хорошо и помогает спектаклю, или просто так потратил свое время. А зачем он тогда тут был? Вам не жалко потерянного времени? Мне было бы жаль.
Да, мы – любительский театр, и мы – один из лучших театров в городе. Мы – любители, потому что актеры не кончали гитисов. А вот режиссеры – профессионалы. И я, как ваш режиссер, как человек с огромным опытом говорю вам: порядок бьет класс. Всегда. Вы можете попытаться меня обмануть, но ничего у вас не получится. Я на четыре километра вниз вижу, что находится под вами. Все ваши мысли и помыслы. Вижу, кто будет играть, а кто – нет. И если вам раз за разом не дают больших ролей, значит, дело – в вас. И не потому что я такой злопамятный, а просто невозможно репетировать с человеком, который нарушает нашу дисциплину. Вот вы сегодня все пришли, но нет Вани. Значит, Вася и Саша пришли зря. Они зря потеряли два часа, что добирались до сюда. Один человек отнял выходной у двоих. Подумайте об этом. Ведь это и есть ответственность.
А что делать? Давайте будем ходить абы как и что мы будем ставить? Мюзиклы? Шоу? Варьете на сцене, девушки машут ногами и визжат. Да – это тоже выход. Но это – давно пройденный этап и место ему сами знаете где. Актеры действуют внешним видом на глаза зрителя, визгом – на уши зрителя. Они действуют нервами на нервы зрителя. Но это неправильно. Правильно – действовать душой на душу зрителя. Душой на душу. Вот что есть настоящее искусство. А для этого надо работать.
Это - не стенограмма речи режиссера, а мой скромный пересказ.
@темы: Записки "кушать поданного
"Вперёд, обезьяны!! Или вы собираетесь жить вечно??" ("Звёздный десант")